?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 Январь 2014 @ 14:10
неверующий в приходе  
Уже второй год в МГОУ на кафедре социальной работы есть студенты, получающие специальность социального работника в религиозных организациях. Для западных университетов в этом нет ничего удивительного, но для наших пока подобные вещи в диковинку. Несмотря на специфику образования, группу набирали без учета не то чтобы воцерковленности, но даже наличия веры вообще. С одной стороны ясно, что ВУЗ светский и т.д., но по понятным же причинам хотелось бы, чтобы люди были верующими, ведь иначе... Вот про "иначе" я и размышляю все эти полтора года.
У меня есть один студент: самый старательный, самый ответственный, но совершенно неверующий, убежденный атеист. Есть и другие, конечно, зачастую просто невоцерковленные. В конце ноября они проходили практику: ходили с Даниловцами по больницам, участвовали в организации благотворительной ярмарки в одном из центральных московских храмов, слушали лекции об организации социальной работы в храме, с прекрасно организованным социальным служением... Но! Я так и не понимаю, смогут ли они стать социальными работниками в  приходе.
Проблема, конечно, не столько в том, что в большинстве приходов не готовы иметь оплачиваемую должность социального работника, сколько в том, что сам факт какого-то "работника" в церковном сознании связан с официальщиной, которая чему-то там противоречит... Это не значит, что в храме не должно вестись социальной работы (хотя и таких утверждений хватает), но просто активистами, без "работников". В начале этого учебного года две студентки пришли в храм и поговорили с перым встретившимся священником о своей будущей профессии. Услышанное повергло их в шок: профессия бредовая, никогда и никому в церкви она не будет нужна...

Но меня пока волнует несколько другое. Как вы думаете, какова вообще возможная судьба неверующего человека в приходе? Может быть он не нужен вообще? Может быть он постепенно воцерковится, или, напротив, не выдержит и уйдет?

P.S. Естественно речь не идет об оголтелых безбожниках, но просто о неверующих или почти неверующих специалистах.  Кстати, если я правильно понимаю, наличие веры у певчих в действительности мало кого волнует.
 
 
 
священник Димитрийastoa on Январь, 27, 2014 10:43 (UTC)
Каждым делом должен заниматься профессионал, в т. ч. и социальной работой. В соответствующих государственных органах.
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 10:53 (UTC)
Я понимаю вашу логику, но как быть с распоряжением Святейшего о появлении штатных должностей миссионера, катехизатора и социального работника?
священник Димитрийastoa on Январь, 27, 2014 13:10 (UTC)
Приходится подчиняться.
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 13:45 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - astoa on Январь, 28, 2014 08:21 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 28, 2014 18:00 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - astoa on Январь, 28, 2014 18:05 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 28, 2014 18:18 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - astoa on Январь, 29, 2014 17:16 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 28, 2014 18:19 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - astoa on Январь, 29, 2014 17:20 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 29, 2014 20:35 (UTC) (Развернуть)
Тамара Тябутtamarafavor on Январь, 27, 2014 11:15 (UTC)
А есть описание функций социального работника на приходе? Может, для того, чем он призван заниматься, хватит наличия живой совести, пусть и "искаженной", по св. Иоанну Златоусту?
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 11:23 (UTC)
Функции довольно очевидные: организовывать социальную работу. Как сам я недавно для себя выяснил приход может делать это по трем направлениям: 1) отвечать на социальные нужды прихожан, 2) предлагать имеющуюся, но пока невостребованную помощь тем, кому возможно и 3) миссия одиночек (профессионалы предлагающие свои навыки в приходе: врачи, юристы, психологи). Организовывать все это и есть функция социального работника.
Но для успешной работы, не должен ли он сам быть членом общины?
(no subject) - tamarafavor on Январь, 27, 2014 11:30 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 11:41 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamarafavor on Январь, 27, 2014 11:51 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 12:35 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamarafavor on Январь, 27, 2014 12:54 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 13:53 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - tamarafavor on Январь, 27, 2014 14:00 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 15:24 (UTC) (Развернуть)
alka_sh: pic#45296469alka_sh on Январь, 27, 2014 11:54 (UTC)
А сами-то студенты что по этому поводу говорят? Что их, неверующих, сподвигло податься в церковные работники? Какова мотивация?

s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 12:44 (UTC)
Ох... Мотивация простая: хотели получить высшее образование. Пришли на псих. факультет и выбрали:
- куда проходили по балам;
- где были места;
- им показалось интересным.
Когда я спросил, почему они решили получить именно эту профессию, 85% ответили "случайно".
Кстати, когда я думаю об этом, я уже не думаю об этих конкретных студентах, а о проблеме в общем.
(no subject) - alka_sh on Январь, 27, 2014 14:10 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 15:33 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alka_sh on Январь, 27, 2014 17:50 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 18:51 (UTC) (Развернуть)
Александр: pic#66606922lt_kliner on Январь, 27, 2014 12:29 (UTC)
В России сейчас много благотворительности, где участники не офишируют свою веру. И это, скорее всего, правильно. Ведь и нуждающемуся не очень важно, кто именно ему помог. Важно, что помощь пришла своевременно. Т.е. профессиональные качества выходят на первое место.

Вот, какие есть вопросы:
- Как прихожане будут реагировать, что ими руководит "светский" человек? Ведь не только приходской соцработник выполняет работу, но и прихожане. Какие механизмы общения будут у соцработника с прихожанами, ведь у них разная мотивация (у соцработника - зарплата и склонность к такой деятельности, у прихожан - служение Христу)? И у соцработника с нанимателем (священником, епископом)?
- Чем такая благотворительность будет отличаться от внецерковной, кроме источника денег?
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 13:36 (UTC)
Я знаю, про проекты, в которых не афишируют свою веру, но в храме-то другое дело! В храме чувство единства в вере обострено.
На первый вопрос мне и самому интересен ответ! Мне кажется совершенно невозможно избежать того, что прихожане будут воспринимать неверующего специалиста 1) как обделенного 2) как того, кто должен так или иначе стать верующим.
С разностью мотиваций тоже, видимо, не избежать проблем.
С нанимателем как раз все просто: обычная зарплата, при условии, что он вообще согласен ее платить.
Отличия в целом существенные, ведь приход не столько финансирует, сколько сам участвует, своими силами.
(no subject) - lt_kliner on Январь, 27, 2014 14:55 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Январь, 27, 2014 16:06 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lt_kliner on Январь, 28, 2014 08:48 (UTC) (Развернуть)
Закусулла Шашлыков: чертsapunovich on Январь, 27, 2014 16:11 (UTC)
А есть ли вакансии таковых специалистов? И кто может быть заказчиком таковых специалистов? МП? Управа? Фонд имени отца Федора?
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 16:21 (UTC)
Дело в том, что несколько лет назад патриарх Кирилл благословил создать в приходе 3 штатные должности: миссионер, катехизатор, социальный работник. Так что заказчиком (теоретически( являются приходы МП. Но в реальности светские специалисты по соц.работе в приходе вызывают или улыбку или шок.
(no subject) - sapunovich on Январь, 28, 2014 05:57 (UTC) (Развернуть)
menix: near Mihmenix on Январь, 29, 2014 11:43 (UTC)
Мне кажется проблема эта надумана если человек будет профессионально делать свою работу, находясь в хороших отношениях с настоятелем, т.е. тот его примет, сознавая необходимость такой должности и профессионала на своем месте. Вопрос веры может никогда не подняться.
SmallBald Alex: pic#122424693smallbald on Январь, 30, 2014 10:37 (UTC)
по моим ощущениям у нас много таких в большом хоре с.м. конечно, насчет атеистов не выяснял... В общем, ситуация, мне кажется с годами не меняется, человек может петь много лет в храме, но при этом остаться таким же равнодушным.
liturgy_music on Февраль, 26, 2015 20:01 (UTC)
>>наличие веры у певчих в действительности мало кого волнует<<

Мало кого? Меня, например, волнует. Я пою клиросе и регентую (в свободное от работы время).

>>Услышанное повергло их в шок: профессия бредовая, никогда и никому в церкви она не будет нужна...<<
Но ведь в какой-то степени это резонно: Церковь не сможет заменить собой государство.
s_stefand_stefan on Февраль, 27, 2015 11:56 (UTC)
1. Да, меня тоже волнует на самом деле.
2. Церковь и не собирается заменять собою государство. Но вот на днях я был в храме свв. Новомучеников в Строгино. Там более 40 социальных инициатив. Всем эти занимаются люди и это помогает их совместной церковной жизни. Священник, ответственный за социальную работу в викариатстве сказал, что только у них в 50 храмом нуждаются в профессиональных социальных работниках.
(no subject) - liturgy_music on Февраль, 27, 2015 20:38 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - d_stefan on Февраль, 28, 2015 18:15 (UTC) (Развернуть)