?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 Январь 2014 @ 14:10
неверующий в приходе  
Уже второй год в МГОУ на кафедре социальной работы есть студенты, получающие специальность социального работника в религиозных организациях. Для западных университетов в этом нет ничего удивительного, но для наших пока подобные вещи в диковинку. Несмотря на специфику образования, группу набирали без учета не то чтобы воцерковленности, но даже наличия веры вообще. С одной стороны ясно, что ВУЗ светский и т.д., но по понятным же причинам хотелось бы, чтобы люди были верующими, ведь иначе... Вот про "иначе" я и размышляю все эти полтора года.
У меня есть один студент: самый старательный, самый ответственный, но совершенно неверующий, убежденный атеист. Есть и другие, конечно, зачастую просто невоцерковленные. В конце ноября они проходили практику: ходили с Даниловцами по больницам, участвовали в организации благотворительной ярмарки в одном из центральных московских храмов, слушали лекции об организации социальной работы в храме, с прекрасно организованным социальным служением... Но! Я так и не понимаю, смогут ли они стать социальными работниками в  приходе.
Проблема, конечно, не столько в том, что в большинстве приходов не готовы иметь оплачиваемую должность социального работника, сколько в том, что сам факт какого-то "работника" в церковном сознании связан с официальщиной, которая чему-то там противоречит... Это не значит, что в храме не должно вестись социальной работы (хотя и таких утверждений хватает), но просто активистами, без "работников". В начале этого учебного года две студентки пришли в храм и поговорили с перым встретившимся священником о своей будущей профессии. Услышанное повергло их в шок: профессия бредовая, никогда и никому в церкви она не будет нужна...

Но меня пока волнует несколько другое. Как вы думаете, какова вообще возможная судьба неверующего человека в приходе? Может быть он не нужен вообще? Может быть он постепенно воцерковится, или, напротив, не выдержит и уйдет?

P.S. Естественно речь не идет об оголтелых безбожниках, но просто о неверующих или почти неверующих специалистах.  Кстати, если я правильно понимаю, наличие веры у певчих в действительности мало кого волнует.
 
 
 
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 11:23 (UTC)
Функции довольно очевидные: организовывать социальную работу. Как сам я недавно для себя выяснил приход может делать это по трем направлениям: 1) отвечать на социальные нужды прихожан, 2) предлагать имеющуюся, но пока невостребованную помощь тем, кому возможно и 3) миссия одиночек (профессионалы предлагающие свои навыки в приходе: врачи, юристы, психологи). Организовывать все это и есть функция социального работника.
Но для успешной работы, не должен ли он сам быть членом общины?
Тамара Тябутtamarafavor on Январь, 27, 2014 11:30 (UTC)
Может быть, достаточно будет того, что он гражданин той же страны? Мы же несем в себе и эту сторону жизни, имея паспорта, молясь за ту же власть, но и ощущая себя "пришельцами" Царствия Небесного. Можно так сказать, что область попечения социального работника находится "на стыке" диалога церкви с государством? Простите за такой образ, не знаю, как точнее выразиться.
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 11:41 (UTC)
Да, но я в данном случае думаю, как это может быть воспринято прихожанами, будут ли они доверять неверующему? Сможет ли он понять их именно как верующих, а не просто как граждан?
Тамара Тябутtamarafavor on Январь, 27, 2014 11:51 (UTC)
Да, это может стать проблемой. Придется заниматься просвещением среди прихожан, чтобы они не только не путали институализацию церкви с Телом Христовым, но и помнили об открытости прихода для свидетельства внешним - прежде всего, милосердным образом своей жизни, по заповедям Христовым.
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 12:35 (UTC)
Знаете, действительно интересно, смогут ли прихожане преодолеть в себе отношение к такому человеку как к "бедному, ущербному, обделенному верой". Не отнестись к нему к высокомерным сочувствием.
Интересно было бы понять, что может мешать самому работнику? Не будет ли он чувствовать себя неуютно среди людей, которые мотивируют свою помощь ближнему иначе? Не "гуманистическими идеалами", а чем-то иным?

Edited at 2014-01-27 12:36 (UTC)
Тамара Тябутtamarafavor on Январь, 27, 2014 12:54 (UTC)
Да. Здесь много аспектов. С одной стороны, социальный работник, если в этом институте даются основы религиоведения, может опираться на то, что Христос пришел не к праведникам, а к грешникам, и относиться к нам как к этим самым грешникам. (Что так. Вспомните причастную молитву, где звучат слова о грешнике: "...из них же первый есмь я".) Это он будет считать нас "ущербными", не думая о том, что мы богаты Христом. Тем более, что по сотериологическому догмату можно вести речь о личном спасении на уровне "уже, но еще нет" - в отличие от протестантов. Поэтому такие прихожане как раз и нуждаются в просвещении, а может быть, и в катехизации, кто знает). С другой стороны, Христос призывает нас смотреть на поступки человека. Если этот социальный работник начнет с дел милосердия, люди к нему потянутся. Более того, он "обрастет" помощниками, которые, исходя из Христова милосердия, будут ему помогать. То есть возможен такой союз верующих с неверующим на "гуманной почве", понимаемой по-разному, но сходной по поступкам своим:)
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 13:53 (UTC)
Да, тут много интересного. Мне тут пришло в голову, что они (прихожане) будут воспринимать его как потенциального верующего. Мне кажется, этого не избежать.
С другой стороны, много ли наработает человек, считающий своих соработников "ущербными"?
Тамара Тябутtamarafavor on Январь, 27, 2014 14:00 (UTC)
Думаю, все зависит от настоятеля. Если он будет спрашивать с представителей обоих сторон то, что зависит от них, некогда будет "много о себе думать". Работы - непочатый край! Только успевай - да поворачивайся.
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 15:24 (UTC)
Это точно!