?

Log in

 
 
27 Январь 2014 @ 14:10
неверующий в приходе  
Уже второй год в МГОУ на кафедре социальной работы есть студенты, получающие специальность социального работника в религиозных организациях. Для западных университетов в этом нет ничего удивительного, но для наших пока подобные вещи в диковинку. Несмотря на специфику образования, группу набирали без учета не то чтобы воцерковленности, но даже наличия веры вообще. С одной стороны ясно, что ВУЗ светский и т.д., но по понятным же причинам хотелось бы, чтобы люди были верующими, ведь иначе... Вот про "иначе" я и размышляю все эти полтора года.
У меня есть один студент: самый старательный, самый ответственный, но совершенно неверующий, убежденный атеист. Есть и другие, конечно, зачастую просто невоцерковленные. В конце ноября они проходили практику: ходили с Даниловцами по больницам, участвовали в организации благотворительной ярмарки в одном из центральных московских храмов, слушали лекции об организации социальной работы в храме, с прекрасно организованным социальным служением... Но! Я так и не понимаю, смогут ли они стать социальными работниками в  приходе.
Проблема, конечно, не столько в том, что в большинстве приходов не готовы иметь оплачиваемую должность социального работника, сколько в том, что сам факт какого-то "работника" в церковном сознании связан с официальщиной, которая чему-то там противоречит... Это не значит, что в храме не должно вестись социальной работы (хотя и таких утверждений хватает), но просто активистами, без "работников". В начале этого учебного года две студентки пришли в храм и поговорили с перым встретившимся священником о своей будущей профессии. Услышанное повергло их в шок: профессия бредовая, никогда и никому в церкви она не будет нужна...

Но меня пока волнует несколько другое. Как вы думаете, какова вообще возможная судьба неверующего человека в приходе? Может быть он не нужен вообще? Может быть он постепенно воцерковится, или, напротив, не выдержит и уйдет?

P.S. Естественно речь не идет об оголтелых безбожниках, но просто о неверующих или почти неверующих специалистах.  Кстати, если я правильно понимаю, наличие веры у певчих в действительности мало кого волнует.
 
 
 
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 13:36 (UTC)
Я знаю, про проекты, в которых не афишируют свою веру, но в храме-то другое дело! В храме чувство единства в вере обострено.
На первый вопрос мне и самому интересен ответ! Мне кажется совершенно невозможно избежать того, что прихожане будут воспринимать неверующего специалиста 1) как обделенного 2) как того, кто должен так или иначе стать верующим.
С разностью мотиваций тоже, видимо, не избежать проблем.
С нанимателем как раз все просто: обычная зарплата, при условии, что он вообще согласен ее платить.
Отличия в целом существенные, ведь приход не столько финансирует, сколько сам участвует, своими силами.
Александрlt_kliner on Январь, 27, 2014 14:55 (UTC)
Участие прихода - вопрос сложный... Ведь многие берутся под влиянием, например, священника, а потом оказывается, что ноша слишком тяжела. Поэтому осознанный приход надёжней эмоционального.
У меня, кстати, крамольный вопрос про "качество" веры. Ведь в храме обострено не только чувство единства веры, но и чувство различия в вере. Он консервативен, а он либерален... Это, так или иначе, все знают.
А Символ веры редкие прихожане могут разъяснить от "а" до "я". То есть опять же объединяют личности. А неверующий соцработник - идеально бесконфликтен с точки зрения оттенков веры. Может, это и плюс. Что-то я склоняюсь к "эффективному менеджменту".
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 16:06 (UTC)
Соц. работник, как и остальные, должен получать нормальную зарплату.
Часто люди не в храме делятся, а по храмам... один к либеральному настоятелю, другой к консервативному.
А вот "эффективный менеджер" в храме - это уже вопрос экклезиологический. Можно ли начинать в храме менеджерить, мне, например, неясно.
Александр: pic#66606922lt_kliner on Январь, 28, 2014 08:48 (UTC)
Слово "менеджер" почти стало ругательным. Толковый словарь же даёт такое разъяснение: "специалист по управлению производством; наёмный руководитель предприятия или подразделения." Вот и получается подразделение по благотворительности... И руководство этой деятельностью - вещь нужная и правильная, священнику просто не хватит сил делать всё самому. Ведь даже в евангельских группах есть руководители, правда, выполняющие больше функцию модераторов.
Конечно, вопросов не возникнет, если есть верующий человек, который берётся за социальную работу. Но ведь нередко ситуация такова, что на приходе больше "бабушек", и вот чудо - пришёл неверующий молодой соцработник, да ещё и с образованием... Неужели погонят?
P.S. Прошлым или уже позапрошлым летом был в Новоиерусалимском монастыре, который активно реставрируется. Никакой экклезиологии - строят обячные строители и гастарбайтеры (которые, наверно, даже мусульмане). Может, такой прагматический подход не самый правильный, но сколько бы надо было искать православных (и нематерящихся) строителей? :)