?

Log in

 
 
27 Январь 2014 @ 14:10
неверующий в приходе  
Уже второй год в МГОУ на кафедре социальной работы есть студенты, получающие специальность социального работника в религиозных организациях. Для западных университетов в этом нет ничего удивительного, но для наших пока подобные вещи в диковинку. Несмотря на специфику образования, группу набирали без учета не то чтобы воцерковленности, но даже наличия веры вообще. С одной стороны ясно, что ВУЗ светский и т.д., но по понятным же причинам хотелось бы, чтобы люди были верующими, ведь иначе... Вот про "иначе" я и размышляю все эти полтора года.
У меня есть один студент: самый старательный, самый ответственный, но совершенно неверующий, убежденный атеист. Есть и другие, конечно, зачастую просто невоцерковленные. В конце ноября они проходили практику: ходили с Даниловцами по больницам, участвовали в организации благотворительной ярмарки в одном из центральных московских храмов, слушали лекции об организации социальной работы в храме, с прекрасно организованным социальным служением... Но! Я так и не понимаю, смогут ли они стать социальными работниками в  приходе.
Проблема, конечно, не столько в том, что в большинстве приходов не готовы иметь оплачиваемую должность социального работника, сколько в том, что сам факт какого-то "работника" в церковном сознании связан с официальщиной, которая чему-то там противоречит... Это не значит, что в храме не должно вестись социальной работы (хотя и таких утверждений хватает), но просто активистами, без "работников". В начале этого учебного года две студентки пришли в храм и поговорили с перым встретившимся священником о своей будущей профессии. Услышанное повергло их в шок: профессия бредовая, никогда и никому в церкви она не будет нужна...

Но меня пока волнует несколько другое. Как вы думаете, какова вообще возможная судьба неверующего человека в приходе? Может быть он не нужен вообще? Может быть он постепенно воцерковится, или, напротив, не выдержит и уйдет?

P.S. Естественно речь не идет об оголтелых безбожниках, но просто о неверующих или почти неверующих специалистах.  Кстати, если я правильно понимаю, наличие веры у певчих в действительности мало кого волнует.
 
 
 
s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 15:33 (UTC)
О первой я только упомянул, вторая передо мной не стоит, а вот третья особенно интересует, пока, действительно, только в теоретическом смысле. Здесь, конечно, маловато статистики, но само по себе для ВУза важно понимать: нужно ли вообще давать такое образование? Если нужно, то кому? и как? А если не нужно, то что изменить?
alka_sh: pic#45296469alka_sh on Январь, 27, 2014 17:50 (UTC)
Специально растить неверующих работников для приходов, думается, смысла никакого нет. Это уже какой-то оксюморон.

Но если нельзя сузить отбор, может, имеет смысл расширять специализацию - "соцработник религиозных и благотворительных организаций", например.
А то что же сейчас выходит: ВУЗ выполняет патриархийный заказ, и ёмкость специализации определяется количеством приходов - или нет?

И от Патриархии тоже выбивать вариативность - не жёстко должность на приходе, а, возможно, какие-то объединения соцслужбы на несколько приходов, или сотрудничество с фондами и тд. Консалтинг, партнёрство, ещё что-то.

В общем, мой вариант - разрабатывать более гибкие схемы и для ВУЗов, и для приходов.

Кстати, интересно и среди студентов устроить мозговой штурм, семинарчик провести, или какую-нибудь работу задать вроде "Пять новых форм организации соцработы" - и пускай смело фантазируют.

s_stefand_stefan on Январь, 27, 2014 18:51 (UTC)
Про то, кто, что, кому заказывает я вообще молчу... А уж как я удивился, что набрали ребят нецерковных и передать сложно. Сам по себе вариант с "гибкими схемами" очень неплох, но есть ли место в этих системах (ПЦ и МИНОБР) место гибкости, вот вопрос? ))

Edited at 2014-01-27 18:52 (UTC)